sis_2007 (sis_2007) wrote,
sis_2007
sis_2007

О церковных канонах до старообрядчества. И о переходе на традиции прошлого в общественной жизни

http://karpets.livejournal.com/1727033.html?thread=24689977#t24689977

С тех пор, как я стал преподавать историю РПЦ в благочинии и шаг за шагом стал подробно пересматривать ее с самого начала, мне хочется сделать акцент на несколько ином.

Раскол сер. XVII в. - это была грубая и во многом неканоническая ломка тех церковных устоев, как они существовали в последние 100-200 лет до раскола. Всего лишь.

Но, в свою очередь, эти устои были закреплены Стоглавом и проч. (аналогом католического Тридента), когда были порваны и преданы забвению некоторые более ранние традиции русской средневековой Церкви. В качестве самого грубого примера приведу то, что уже ко времени Стоглава на Руси большинство духовенства перестало вообще понимать, кто такая София и как понимать ее иконы.

Те нормы иконописи, которые закрепил Стоглав и которые сохранились у старообрядцев, были утверждены лишь в нач. XV в. До этого на Руси были иные нормы.

Те нормы церковного права (Кормчая), которые отстаивают старообрядцы, были закреплены в основном в конце XIII - XIV вв., заменив более ранние варианты Номоканона, господствовавшие на Руси в X-XIII вв. Это же касается особенностей статуса монашества, архиереев и проч.

Все основные особенности литургии, вплоть до сотен мелких деталей, которые отстаивают старообрядцы, сами по себе являются новшествами и кардинально отличаются от практики русской Церкви X-XIII вв. Различие в богослужении между Русью XIII и XIV вв. ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, чем между старообрядческим и никонианским богослужением!

Могут возразить, что предыдущие изменения проходили или стихийно-естественно, или принимались бесспорными решениями поместных соборов русских архиереев, а реформы Никона были проведены с грубыми нарушениями и силой. Да, конечно, но ведь всевозможные случаи насилия и неканонических постановлений встречались и ранее как на Руси, как и в Византии! Даже не со всеми вселенскими соборами всё "чисто" в данном аспекте, про поместные вообще молчу. И позже - случаи грубого насилия и неканоничности будут сплошь и рядом встречаться и в РПЦ XVIII-XX вв., и в других православных Церквах, а уж у самих старообрядцев с каноничностью в связи с отсутствием законной иерархии после раскола дела вообще швах. Если бы такие нарушения имели место в обычной организации, она давно бы погибла. Но Церковь от Бога, поэтому она не погибнет ни от каких нарушений.

http://karpets.livejournal.com/1727033.html?thread=24699193#t24699193
При чем здесь "классовые интересы", "смерть мрази" - красной или белой, какая-то "классовая правда"? Прямо как в лосевской "Диалектике мифа". Я уж не говорю о таких пустяках, что "белых" сейчас не существует в природе. А есть только бывшие советские люди (да-да, все, как один, бывшие советские люди - представляете, моветон какой!) и есть только общие наши воспоминания, пережитый опыт. Остальное - фэнтези, допустимые в благополучные времена, но убийственные в кризисы. Но именно по этому опыту бьют и бьют "русские" по Вашей версии. Выбивая то единственное, что может послужить нам опорой для защиты. Не жаль, поскольку мы этой версии русскими не считаемся. "Натравливаете русских на русских", а?! И кому здесь и на что или кого плевать?
Даже на пороге войны столичная тусовка не может выйти из ими же сочиненного мира. Прямо не верится, что так далеко зашло.
Tags: православие, старорусское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments